Требования к фаркопу и шару фаркопа
Путешествие на автомобиле с прицепом-дачей намного комфортнее, чем с палаткой в багажнике. Где бы ни остановился – жилье всегда в двух шагах от машины. Но те, кто собирается таким способом колесить по Европе, должны знать, что в большинстве стран Правила запрещают эксплуатацию автомобиля с выступающим за его габарит прицепным устройством, если сам прицеп отсутствует. Иными словами, отцепил прицеп – сними и шар сцепки. При аварии он может быть опасен.
Впрочем, пока на наших автотуристов смотрят сквозь пальцы и к торчащим из-под бамперов ТСУ не придираются. Однако случись ДТП – неснятую сцепку истолкуют не в пользу ее владельца. Поэтому-то все более популярны тягово-сцепные устройства со съемными шарами. Кроме безопасности есть у них и другое достоинство – при интенсивной эксплуатации шар изнашивается (минимальный допустимый диаметр 49,5 мм), и заменить его гораздо проще и дешевле, чем всю сцепку.
Вариантов исполнения два: легкосъемный шар, закрепленный к раме ТСУ болтами, и автоматический – съемная головка защелкивается на замок. Первый, как правило, дешевле и при эпизодическом использовании, пожалуй, целесообразнее. Второй, конечно, удобнее, но сложнее, дороже, да и ключи от замка можно потерять.
Отметим, что размеры шара и свободного пространства вокруг него регламентированы ГОСТ 28248-89, аналогичным европейским нормам, а вот шары ТСУ американского стандарта толще. Их нормальный диаметр 2 или 178 дюйма, то есть 50,8 или 47,62 мм. Насадить замок нашего прицепа даже на двухдюймовый при желании можно – нужна лишь кувалда. Только известны случаи, когда такая сцепка разъединялась в самый неподходящий момент. То же бывает, если на европейский шар надевают американский замок. Поэтому при покупке, например, подержанного «американца» нужно позаботиться о соответствии шара замку прицепа.
Испытания ТСУ по ОСТ 37.001.299-93 и европейской директиве ЕС 94/20 принципиально не различаются, поэтому сцепки европейских производителей сертифицированы и для России. Допустимая нагрузка указана на шильдике. На наших – максимальная вертикальная нагрузка на шар S (кгс) и допустимая полная масса прицепа. На европейских – максимальная горизонтальная сила D, определяемая по формуле:
D=g Ma•Mп (килоньютонов), Ma+Mп где g=9,8 м/с2, Ма – полная масса автомобиля, Мп – прицепа.
Импортные изделия (наиболее распространены «Бринк», Голландия, и «Бозаль», Венгрия) сделаны идеально: без острых кромок, облоя, аккуратные сварочные швы, прочная окраска. Наши попроще. Тем не менее и те и другие благополучно выдержали испытания – 2 млн. циклов нагружения установленной силой с частотой до 35 Гц. Только наши при том значительно дешевле и укомплектованы электропроводкой. Импортные – не всегда. Фирменный жгут с адаптерами (разгрузочными реле для компьютерной системы) может стоить до 200 долларов, а обычный комплект – около $30.
Учитывая высокие требования к надежности ТСУ, при покупке не нужно стесняться требовать паспорт на приглянувшееся изделие и тщательно проверять качество изготовления и размеры шара. Легальный изготовитель на лыске шара ставит товарный знак и сопровождает его шильдиком. Кустарно сработанные могут быть и дешевле, но гарантия здесь – только честное слово продавца, а его, как известно, к судебному делу не пришьешь.
Владимир Арбузов 01.06.2005
Журнал "За рулем"