Куда грузить легковой прицеп
Время от времени всем нам приходится что-нибудь перевозить. Особенно весной, когда впереди сезон дачного отдыха, отпусков и путешествий. Везут все — от садового инвентаря, мебели и саженцев до гидроциклов и катеров. Именно поэтому неустаревающая тема прицепов сейчас как никогда актуальна и остра.
Во всем мире прицепов выпускается великое множество. Только в Европе — более 800 000 ежегодно. Россия, как ни странно (уж с нашими-то просторами возить не перевозить), выглядит бледновато — 40 000 в год — в 20 раз меньше. По своему назначению прицепы делятся на три группы: общего назначения, туристические и спецприцепы. Туристические прицепы на наш рынок поступают только из ближнего и дальнего зарубежья, и на этих прицепах применяются самые современные дизайнерские и проектные разработки, материалы и комплектующие. Как правило, по стоимости они сравнимы с импортными автомобилями среднего класса. Львиная же доля (78,5%) отечественных прицепов — общего назначения (кузов с тентом или без), а остальные (12,5% или около 5000 шт.) — это прицепы для торговли, перевозки автомобилей, различной спецтехники, снегоходов, гидроциклов, катеров, лодок, яхт, насосных и компрессорных станций, контейнеров для мусора, крупногабаритных грузов, сыпучих материалов, животных и т. д.
Конструкция и комплектующие
Конструкция прицепов близка к конструкции яхт — с тем только различием, что яхта состоит из корпуса и надстройки, а прицеп — из надстройки и шасси (правда, по красоте с яхтой могут сравниться разве что прицепы туристического класса, да еще фургоны современного дизайна для транспортировки лошадей). На раме закреплены все важнейшие узлы, от которых зависят ходовые качества прицепа: ось с подвеской, тормозной узел, сцепное устройство. При этом подавляющее большинство фирм используют узлы от известных производителей: в Европе приблизительно 80% туристических прицепов оснащаются тормозной системой и шасси концерна AL-KO Kober (Германия). Естественно, что свои «умельцы» в России не переводятся, и некоторые производители пытаются изготавливать подвеску «под AL-KO Kober». Разумеется, по качеству и характеристикам она не имеет ничего общего с немецким аналогом. Но обнаруживается это, увы, слишком поздно — когда покупателю требуется ремонт. Поэтому при покупке прицепа, чтобы избежать подделки, требуйте сертификаты производителя. Не ленитесь проверить и данные на оригинальном шильдике, установленном на каждой оси.
Наши производители
На российском рынке прицепов общего назначения за последние 10 лет особых изменений не произошло. Между производителями в этой категории существует довольно жесткая конкуренция. Выпускающие компании постоянно работают как над внешним видом своих изделий, так и над улучшением их ходовых качеств. Так, фирма «Вектор» начала применять импортные параболические 3—4-листовые рессоры, которые значительно превосходят по своим техническим характеристикам рессоры автомобиля «Москвич», используемые почти всеми российскими производителями. (Дело в том, что рессора «Москвича» слишком мягкая, и при максимальной декларируемой нагрузке кузов прицепа лoжится на резиновые отбойники, и рессора просто не работает.) Увеличивается количество прицепов с шестигранной резино-жгутовой осью производства AL-KO Kober. Основные производители: МЗСА, «Метровагонмаш», «Машиностроитель», САЗ г. Саратов, «Завод пластмасс» г. Ростов-на-Дону, «Трейлер» г. Ступино, «Ишимский машзавод» и другие. За 10 лет работы на российском рынке фирмой AL-KO Kober выпущены десятки тысяч осей, которые хорошо себя зарекомендовали на прицепах разных производителей во всех регионах России. Все эти прицепы оснащены независимой тормозной системой (за исключением прицепов для перевозки гидроциклов). Прицепы полной массой до 3500 кг обычно имеют механическую инерционную тормозную систему. Как уже отмечалось, в России туристические прицепы не производятся. Единственный производитель в СНГ — минская фирма «Купава». На этих прицепах используются шасси и тормозная система фирмы Knott (Германия).
Наши производители
Ситуация по спецприцепам, которые на данный момент в России производят около 18 предприятий, более благоприятная: появляются новые производители, выпуск постепенно увеличивается, качество улучшается, создаются новые модели и т. д. Безусловным лидером по количеству моделей и модификаций является Московский завод специализированных автомобилей (ООО «МЗСА»). А большой (по российским меркам) ассортимент предлагают следующие предприятия: пермский «Машиностроитель», «Вектор» в Ленинградской области, ростовский «Завод Пластмасс», нефтекамский «НЕФАЗ» и другие. Некоторые предприятия производят спецприцепы для нужд своего основного производства: ЗАО «ЧКЗ» г. Челябинск, ООО «Лентелефонстрой» г. Санкт-Петербург, самарский «Прогресс», «Бежецкий завод АСО» и другие. Все названные производители используют надежную тормозную систему АL-KO Kober.
Конструкция и комплектующие
Конструкция прицепов близка к конструкции яхт — с тем только различием, что яхта состоит из корпуса и надстройки, а прицеп — из надстройки и шасси (правда, по красоте с яхтой могут сравниться разве что прицепы туристического класса, да еще фургоны современного дизайна для транспортировки лошадей). На раме закреплены все важнейшие узлы, от которых зависят ходовые качества прицепа: ось с подвеской, тормозной узел, сцепное устройство. При этом подавляющее большинство фирм используют узлы от известных производителей: в Европе приблизительно 80% туристических прицепов оснащаются тормозной системой и шасси концерна AL-KO Kober (Германия). Естественно, что свои «умельцы» в России не переводятся, и некоторые производители пытаются изготавливать подвеску «под AL-KO Kober». Разумеется, по качеству и характеристикам она не имеет ничего общего с немецким аналогом. Но обнаруживается это, увы, слишком поздно — когда покупателю требуется ремонт. Поэтому при покупке прицепа, чтобы избежать подделки, требуйте сертификаты производителя. Не ленитесь проверить и данные на оригинальном шильдике, установленном на каждой оси.
Особенности эксплуатации
Прежде чем покупать себе прицеп, убедитесь, что вы имеете право с ним ездить. Если у вас открыта только категория «В», максимальная разрешенная масса прицепа не должна превышать снаряженной массы вашего автомобиля, а суммарная масса — 3500 кг. При «перевесе» вам понадобится уже категория «Е». Кроме этого, необходимо оборудовать автомобиль тягово-сцепным устройством (в просторечии — фаркоп) и штепсельной розеткой для подключения светотехники прицепа. Сам прицеп необходимо зарегистрировать в ГАИ-ГИБДД. Учитывайте, что езда с прицепом требует особых навыков — у машины появляется большой и тяжелый «хвост», который норовит в повороте сместиться к центру, да и тормозить с таким «хвостом» довольно тяжело, не говоря уже о движении задним ходом.
По материалам журнала "Автомобили"